You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.

Легендарные советские комбайны

Легендарные советские комбайны

Советский период можно трактовать двояко, но речь не об этом. Сегодня нам хотелось бы вспомнить несколько образцов зерноуборочной техники, которая фактически совершила революцию на полях, а заодно позволила выполнять и даже перевыполнять планы по сбору урожая.

Обратите особое внимание на тот факт, что большинство представителей техники все еще на ходу, отлично чувствуют себя в частных руках, и на промышленном производстве. Также в интернет-магазине АНТ-Агросервис вы сможете заказать ремонт и реставрацию решет, удлинителей и корпусов на некоторых представителей комбайнов, о которых пойдет речь далее.

Техника на века

Давайте немного поговорим о конструктивных моментах. Инженеры заводов «Ростсельмаш», «Гомсельмаш», ТКЗ и ККЗ определенно обладали гениальными познаниями в области комбайностроения. Из-под их «пера» выходили знаменитые «Нивы», «Колосы», «Енисеи» и «Доны», которые ничем не уступали заграничным Джон Дир и Клаас. Возможно, они были не настолько комфортны в салоне, но некогда прохлаждаться, когда перед тобой стоит план, который необходимо выполнять.

В советские машины закладывали настолько мощный потенциал, что некоторые модели 60-х и 70-х годов до сих пор уверенно чувствуют себя на полях при умелом обслуживании. О таких и поговорим.
СК-3

Это уникальный в своем роде аппарат, выпускаемый сразу на трех заводах: ТКЗ, КЗК и Ростсельмаш. Машину даже удостоили почетным дипломом Брюссельской сельскохозяйственной выставки, а это дорогого стоит. Автор проекта Ханаан Ильич Изаксон.

Это первый советский комбайн со штатным гидроусилителем руля, а выпускалась модель с четырьмя модификациями шасси:

  • колесные — СК-3;
  • полугусеничные — СКП-3;
  • гусеничные — СКГ-3;
  • полугусеничные для уборки риса — СКПР-3.

Всего в период с 1958 по 1964 годы было произведено 169 000 машин всех типов.

СК-4

Дальнейший продолжатель серии, выпускаемый с 1962 о 1974 годы на Ростсельмаше и Таганрогском комбайновом заводе. Автор проекта — все тот же Х.И. Изаксон, который за эту машину был удостоен престижной Ленинской премией.

Комбайн получил признание на множестве выставок и торговых ярмарок, включая ярмарку в Брно и Будапеште.

С развитием техники, стандартные СК-4 модернизировали до СК-4А, у которого была двухсекционная дека с увеличенным углом охвата, а битер изменил положение, попутно увеличив скорость. Ну и мотор с рабочими органами сильно усилили, потому что в некоторых сценариях машина просто не справлялась. Этих комбайнов сошло с конвейера более 850 000 единиц.

Добродушный советский гигант с двумя барабанами, выпускаемый с 1981 по 1984 годы. Он стал продуктом глубокой модернизации СКД-5, потому как последний к 80-м годам уже сильно устарел морально, и не мог справляться с возросшими нагрузками.

Производители технику на Назаровском заводе сельхозмашиностроения. Для этого инженеры предприятия даже освоили выпуск пятиметровых жаток. Основной упор делали на высокую пропускную способность и надежность. А также серьезно потрудились над снижением длительности технического обслуживания. Про комфорт водителя также не забыли.

Особенность СКД-6 — масса модификаций на все случаи жизни:

  • СКД-6Р — гусеничный комбайн для уборки риса;
  • СКД-6А — более комфортабельная версия базового СКД-6;
  • СКД-6Н — ориентированный на нечерноземные грунты. На него ставили мотор СМД-22 (вместо СМД-20) и огромные шины от К-700, при этом расширили колею колес и добавили жалюзи для водителя.

Вот только выпущено таких было немного — довольно дорогое удовольствие.

Красноярский завод комбайнов тоже кое-что умел. Енисей — разработка 1985 года, и надо сказать — революционная для своего времени. Достаточно перечислить все возможности, которыми оснащали эту машину:

  • бункер с вибропобудителем;
  • электронный тахоспидометр;
  • встроенный камнеуловитель;
  • барабанный подборшик;
  • световая и звуковая сигнализация заполнения банкера;
  • оповещение о неисправностях, забивании шнека и соломотряса;
  • молотилка с двумя барабанами.

К тому же, он отлично модифицировался не только для зерна, но и трав, бобовых, круп, подсолнечника. Был и гусеничный «рисовый» вариант Енисей 1200Р для переувлажненных участков. Такую технику до сих пор можно встретить на большинстве полей.

Дон 1500

Пожалуй, самый популярный комбайн как советского, так и постсоветского периода. Выпускали машину в период с 1986 по 2006 года с массой модификаций под различные культуры, типы грунта. Само собой, гусеничная версия также была предусмотрена конструктивно.

До сих пор это один из самых востребованных комбайнов в СНГ, а найти на него запчасти — раз плюнуть.

Сердцем этого монстра стали во многом эпохальные моторы Д-260 и ЯМЗ-238.

Его жатка захватывает от 6 до 8.6 метров за один проход, а молотилка без проблем справляется с 10-12 кг урожая в секунду. Но ценили технику не только за это. Далеко не каждый комбайн мог похвастаться производительностью 14 тонн в час и бункером в 6 м3. Сейчас Дон 1500 уже не так популярен, поскольку на его место пришли более современные Акрос 530 и Вектор 410.

СК-5 Нива

А это главный проект Х.И. Изаксона и культовая модель для всего советского союза. Только представьте: Нива простояла на конвейере с 1970 по 2017 годы. По сути, это визитная карточка всего сельхозмашиностроения.

Да, он не такой мощный, как Дон 1500, поскольку ширина захвата «всего» 5 метров, но комбайн был гораздо дешевле, прост в эксплуатации, маневренный и мощный относительно своих габаритов. Само собой, аграриями ценились двигатели СМД-20К на 120 л.с, а позже — Д-260 уже на 155 л.с.

В поздний период Ниву существенно переработали в «Нива Эффект», которой агрегировали и импортную гидравлику, и климат-контроль в салон, и КПП с ГСТ. Но этот клиновидный силуэт с нависающей кабиной настолько въелся в подсознание, что любой современный комбайн инстинктивно сравниваешь с СК-5.

СК-6 Колос

И завершить хотелось бы прямым наследником Нивы, которую производили с 1973 по 1984 годы в нескольких вариантах. Взять хотя бы СК-6-II — единственный советский комбайн с двухсекционной бункерной системой по обе стороны кабины. И это была первая в СССР машина с молотилкой на 1.5 метра, еще до появления Дон 1500.

Что характерно, жатку полностью унифицировали с СК-5, а вот двигатель установили гораздо мощнее — СМД-64 на 150 л.с. Да и топлива здесь хватало с лихвой, 300 литров было достаточно далеко не для одного поля.

Вот такая она история развития советской зерноуборочной техники. Отголоски и сегодня встречаются на различных небольших полях и хозяйствах. Но это уже скорее пережиток прошлого, потому как техника морально устарела и требует ухода на покой. Хотя, если вы хотите продлить ее срок службы, всегда можно обратиться в АНТ-Агросервис за некоторыми недостающими деталями.

Корпус вертикального загрузочного шнека John Deere

Корпус вертикального загрузочного шнека John Deere продажа и ремонт
Корпус вертикального загрузочного шнека John Deere купить
Ремонт корпуса вертикального загрузочного шнека John Deere