You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.

Комбайн + зерновоз = Трайбайн

комбайн Tribine

В 2013 году индустрия заговорила об очередном ноу-хау в области комбайностроения. Один изобретательный фермер из штата Индиана отобрал команду инженеров со всех уголков страны, чтобы построить невероятно вместительный сочленённый комбайн. Так и появился оранжевый гигант — 2з тонная машина, достаточно сильная, чтобы нести свой вес и собранное зерно, и выносливая настолько, что способна работать целые сутки в режиме нон-стоп.

Это Трайбайн (Tribine) — детище 79 летнего фермера и бизнесмена Бена Диллона из Индианы, который решил, что пора всерьез взяться за чертеж, лежавший почти без изменений со времен Второй Мировой.

комбайн трайбайн

Он и его команда дизайнеров, маркетологов, сварщиков и фермеров собираются потягаться с крупнейшими машиностроительными компаниями в мире.

Намерения команды вполне очевидны по скорости их работы. Между поднятием чертежей и выходом в поле первого опытного образца прошло всего 18 месяцев. А сейчас первые машины пятого поколения уже отправляются на поля своих покупателей. Такая скорость невозможна в мире промышленных гигантов, вроде Джон Дир, чьи инженеры неизбежно сталкиваются с бюрократической волокитой.

Намерения Бена были очевидны. Он хотел создать машину, способную нести количество зерна, сопоставимое с фурой, развивать скорость до 50 км/ч, при этом снижающую уплотнение грунта на поле. Спустя годы упорной работы и несколько прототипов спустя Трайбайн защищен 52 патентами, и его создатели не собираются ни с кем делиться.

Технические характеристики в сравнении с Claas Lexion 780

Параметр Tribine Claas Lexion 780
Двигатель 2 девятилитровых двигателя Cummins Mercedes на 15,6 литра
Мощность 650 л.с. 625 л.с.
Емкость топливного бака 1893 л 1150 л
Трансмиссия Односкоростная гидростатическая (50 км/ч) Двухскоростная гидростатическая (30 км/ч)
Диаметр ротора Один ротор на 97 см Два ротора по 44,5 см
Охват деки 2700 1420
Площадь обмолота 2,3 м2 1,26 м2
Площадь очистки 8,58 м2 6,2 м2
Объем зернового бункера 35 239 л 13 500 л
Скорость разгрузки 300 л/с 130 л/с
Вес 22 589 кг 18 200 кг
Стоимость 574 000 долл. 563 000 долл.

Зарождение идеи

Диллон впервые решил отказаться от перегрузки зерна 20 с небольшим лет назад, когда фермер подсоединил зерновой прицеп к обычному комбайну, чтобы избавиться от мороки с перегрузкой. Идея прижилась, и в 1999 фермер пошел дальше, заменив прицепом всю заднюю ось комбайна. После этого до 2013 года наступил перерыв.

Но в 2013 Бен подписал соглашение с Gleaner, которое позволяло ему использовать переднюю часть модели S77, сопряженную с зерновым прицепом. Это и можно считать первым материальным воплощением идеи, хоть в тогдашнем виде машина и была далеко от современной модели. Недостаточный размер наклонной камеры, ограниченная емкость по топливу, стандартные шины и задний разгрузочный шнек все еще сдерживали потенциал концепции.

В итоге отношения с Gleaner превратились в перетягивание каната в области разработки, поэтому Диллон собрал свою команду из 22 человек фермеров, дизайнеров и мастеров на все руки, чтобы вывести машину на рынок в том виде, в котором он ее задумал. В 2016 у его компании уже был офис и собственные производственные мощности.

Зачем нужен такой монстр?

Принцип срезания, обмолота и транспортировки зерна в одной машине — более чем традиционна, но его воплощение в Трайбайн далеко от нормы. Основной сложностью для инженеров было сокращение пагубного влияния уплотнения на будущие урожаи, от которого страдает большинство современных хозяйств во всем мире. Часть проблемы заключается в большом количестве уборочной техники, которая колесит по полю во время сбора урожая.

Использование сотен полностью автоматизированных робокобомбайнов из будущего проблему не решит. По крайней мере, именно так подумали конструкторы Трайбайна. Вместо этого они предпочли сосредоточиться на более эффективном распределении веса.

Вид на кабину Tribine

На первый взгляд машина кажется передовиком по уплотнению грунта, но взгляд на технические характеристики развеивается сомнения. Вес порожнего комбайна — 22,6 тонны, что всего на тонну больше, чем у конкурирующих моделей. Этот вес равномерно распределяется между четырьмя огромными колесами с шинами низкого давления.

В дополнение к этому колоссальная вместительность прицепного бункера исключает использование зерновоза, который постоянно катается по грунту, доставляя собранное зерно к фуре. Важность подобной вместительности будет расти вместе с неизбежным ростом урожайности и размеров полей и соответствующим прогрессом жаток вместе с системами обмолота.

Силовой агрегат

двигатель комбайна

Конструкторы машины посчитали, что одного двигателя будет явно недостаточно для их монструозного комбайна. Поэтому решили использовать два девятилитровых силовых агрегата Cummins, каждый из которых выдает по 325 лошадиных сил.

Она расположены в передней части машины и охлаждаются единственным радиатором. Трайабайновцы решили, что такая связка будет экономнее одного двигателя на 16 литров, постоянно работающего на предельной мощности. Оба агрегата питаются топливом из бака на 1 900 литров, который и обеспечивает 24 часовую продолжительность работы.

Один двигатель отвечает за работу систем обмолота и очистки, а второй — вал гидравлического насоса, обеспечивающего работу четырех гидромоторов колес. Сдвоенный двигатель также позволит настраивать распределение мощности в будущих моделях.

Например, для высоких урожаев кормовых культур в Великобритании понадобится больше мощности в обмолоте, при сохранении сравнительно тихого хода. В целом нормы, требования и стандарты различных стран будут отражаться на конструкции поставляемой туда машины.

Ходовая часть

Одна из самых примечательных особенностей Трайбайна (а их немало) — устройство ходовой. В центре расположено прочное полукруглое подвижное сочленение. Благодаря ему и управляемыми задними колесами слоноподобный комбайн способен развернуться внутри ширины жатки. А еще он способен на боковой ход (все четыре колеса управляемы).

Такая маневренность превосходит даже гусеничный ход. Вместо него — четыре низкопрофильных шины низкого давления. Каждая шириной в 1,1 м и под нагрузкой проседает на 152 мм, чтобы равномерно распределять нагрузку.

ходовая комбайна

Система обмолота и очистки

Учитывая масштабы машины, неудивительно, что конструкторы и тут решили особо не ограничиваться. Ширина приемного отверстия наклонной камеры — 168 см. И это один из самых больших показателей на рынке. Транспортер наклонной камеры собирает значительное количество массы, и посылает его дальше в рокочущие недра огромного комбайна.

система обмолота кобмайна

После этого масса попадает на единственный ротор почти метрового диаметра, который на 270 градусов охвачен декой. Общая площадь обмолота составляет 2,3 квадратных метра. Все три сегмента деки управляются независимо из кабины. В максимально закрытом положении обеспечивают более выраженный и агрессивный обмолот с тремя точками прилегания.

Обмолоченная масса падает на решета, общая площадь которых составляет 8,58 квадратных метров. Полова и прочий мусор проходят измельчитель и выбрасываются из двух отверстий по бокам, каждое из которых снабжено регулируемой заслонкой.

Создатели утверждают, что, приловчившись работать с такой системой выброса соломы, можно собирать валки. Но при этом не перестают вести работы над созданием полноценного копнителя.

Задняя часть передней половины

Шнек, доставляющий собранное зерно в прицеп, формирует часть силовой сцепки, соединяющей две половины комбайна. Благодаря безосевой конструкции ходовой центр тяжести прицепа расположен низко, что улучшает стабильность движения по склонам.

Сорокасантиметровый распределительный шнек транспортирует зерно из системы очистки и равномерно заполняет прицеп, начиная с задней части. Емкость прицепа чуть выше 35 тысяч литров, что почти втрое больше, чем у крупных моделей Claas Lexion.

сочленение Трайбайн

Разгружается прицепной бункер тоже быстро. Придонный шнек на 35,5 см, проходящий вдоль всего днища бункера питает разгрузочный шнек на 51 см. При такой конфигурации скорость разгрузки достигает 300 л/с, что в два раза больше, чем у конкурентов. Весь бункер разгружается всего за 2 минуты.

Рабочее место оператора

Команды наемных уборщиков проводят в креслах целые месяцы, поэтому разработке кабины уделили особое внимание во время создания Трайбайна. Кабина выполнена в стиле кормоуборочного комбайна и похож на кабины опрыскивателей Rogator. Она оснащается остеклением на 270 градусов, чтобы обеспечить хороший обзор на разгрузочный шнек, расположенный гораздо дальше, чем у обычных комбайнов.

Внутри все разработано с ноля. Но больше всего привлекает внимание отсутствие руля. На его месте — участок стекла, через который хорошо просматривается наклонная камера. По убеждениям разработчиков рули — это каменный век. Вместо них комбайн оснащен двумя джойстиками, как какой-то истребитель. Левый отвечает за управление колесами, левый — за управление жаткой и скоростью переднего и заднего хода.

Такой дизайн освободил место для полноценного пассажирского сидения и монтажных планок, расположенных вдоль лобового стекла. На этих планках можно размещать все информационные экраны так, как хочется.

Основной экран компании Ag Leader предназначен для:

  • наклонной камерой;
  • системой обмолота;
  • монитором урожайности;

На вспомогательный экран выводится видео с восьми камер, разбросанных по всему корпусу, начиная с разгрузочного шнека, и заканчивая задней частью прицепа.

габариты комбайна

Кто будет его продавать?

Создание и изготовление машины — это одно дело, а продажа и обслуживание сопряжены со сложностями совершенно иного характера. Команда Трайбайн понимает, что для полноценной конкуренции с титанами рынка необходима полная гарантия и качественное обслуживание. Поэтому на ближайшее время все продажи сосредоточатся в основных штатах кукурузного пояса США: Индиана, Иллинойс, Айова, Небраска и Канзас. Эти пять штатов расположены в прямой досягаемости двух отделений компании в Каназасе и Индиане.

Вместе с надежной поддержкой покупатели комбайна получат двухдневный курс обучения по устройству машины, полную гарантию на два сезона и полный набор запасных ремней и подшипников. В дополнение к этому, поскольку продукт еще новый, компаний решила внедрять все модификации будущих машин в уже проданные (в течение двух лет с момента продажи).

Доберется ли Трайбайн до Европы?

На ближайшее обозримое будущее компания планирует оставаться на рынке США. Создатели рассчитывают на свой кусок в 35% доле Джон Дир в рынке техники для полей на 1000+ гектаров. После этого, скорее всего, распространит свою деятельность на Бразилию, Австралию и части восточной Европы, куда машина впишется без особой надобности в изменении конструкции.

Адаптация конструкции к западноевропейским нормам и требованиям будет еще той задачей. Комбайн слишком громоздок и тяжел для дорого в Европе и Великобритании, то есть должен быть существенно доработан, прежде чем пересечет океан.

Что же касается цены, то на данный момент машина поставляется за 550 тысяч долларов. Что будет дальше — пока неизвестно.

Корпус вертикального загрузочного шнека John Deere